Ныне действующая Конституция Японии была принята 3 ноября 1946 года и вступила в силу ровно через 6 месяцев, в мае 1947 года. Этот документ состоит из преамбулы и 103 статей, объединенных в 11 глав. Конституция 1946 года пришла на смену первой имперской Конституции 1889 года в условиях, когда Япония находилась под контролем американских оккупационных сил и не могла самостоятельно определять свою судьбу. Тем не менее, несмотря на изменившуюся политическую обстановку, за все шесть десятилетий существования этого документа в его текст так и не было внесено ни единой поправки.
Император. Первая глава японской Конституции состоит из 8 статей и посвящена императору. Статья 1 гласит: «Император является символом (курсив мой – Г. М. ) государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Кроме того, император «не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти» (ст.4) и все его действия, «относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета» (ст.2) Это вроде бы дает основание назвать Японию конституционной монархией, подобно Великобритании, где власть монарха, как известно, ограничена настолько, что он «царствует, но не правит». В этом случае японский император должен был бы официально считаться главой государства (хотя реальная полнота власти принадлежит Кабинету во главе с премьер-министром, являющимся лидером партии большинства в Парламенте). Такая модель вполне соответсвует действительности, с той лишь оговоркой, что в Конституции ни о чем подобном речь не идет. О том, каков именно статус императора (помимо того, что он является символом ) и какова – форма правления, решили просто умолчать.
В Японии одна и та же династия императоров правит страной вот уже почти 2000 лет. Ничего подобного мировая история, конечно, не знает. В соседнем Китае (переставшем быть империей в 1911 году) император тоже был почти небожителем, но «мандат небес» в случае неудачного правления можно было и потерять, поэтому правящие династии несколько раз сменяли друг друга. В Японии император считался потомком богини солнца Аматэрасу и никакой альтернативы ему не могло быть по определению. После войны от своего божественного происхождения тогдашний император Хирохито (1926-1989) был вынужден отказаться, но вовсе лишить страну императорского дома американцы все же не осмелились. На самом деле на протяжении японской истории было лишь несколько коротких периодов, когда императоры сосредотачивали в собственных руках реальную власть, поэтому к новой, «символической» роли своего монарха японцы приспособились достаточно быстро. После кончины в 1989 году императора Хирохито, проправившего 64 года, трон перешел к его старшему сыну Акихито. Сейчас в Японии идет 18-й год правления нового императора (т. н. 18 год эпохи Хэйсэй): именно так, а вовсе не от Рождества Христова, ведется в этой стране официальное летоисчисление. Сейчас Акихито 72 года. Его День рождения – 23 декабря – является государственным праздником.
Отказ от войны. Преамбула Конституции содержит следующие слова:
«Мы хотим занять почетное место в международном сообществе, стремящемся сохранить мир и навсегда уничтожить на Земном шаре тиранию и рабство, угнетение и нетерпимость. Мы твердо уверены, что все народы мира имеют право на мирную жизнь, свободную от страха и нужды.
Мы убеждены, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами, игнорируя при этом интересы других государств, что принципы политической морали являются всеобщими и что следование этим принципам — долг для всех государств, которые сохраняют собственный суверенитет и поддерживают равноправные отношения с другими государствами».
Эти идеи нашли свое конкретное продолжение в девятой – пожалуй, самой известной, – статье Японской конституции. Эту статью приведем полностью:
«Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается».
Такого абсолютного отказа не только от войны, но и – заметьте! – от самой армии нет ни в одной конституции мира. В обход основного закона в Японии были созданы т. н. Силы самообороны, они набираются на добровольной основе и на сегодняшний день составляют около 300 тысяч человек. Но полномочия этой «оборонительной» армии, естественно, весьма ограничены.
В свое время девятая статья была включена в текст конституции, дабы не допустить повторной милитаризации Японии. Соединенные Штаты, хотя и победили в Тихоокеанской войне, не могли чувствовать себя в безопасности, пока оставался хоть малейший шанс, что Япония вернется на прежний путь военного развития. Сегодня США, напротив, экономически и политически заинтересованы в военном сотрудничестве с Японией и именно 9-я статья встала главным препятствием на пути укрепления японо-американского военного союза. Такой союз жизненно необходим и самим японцам, чувствующим нарастающую угрозу со стороны Северной Кореи, однако общественность Страны восходящего солнца к изменению своего основного закона еще не готова. После войны успело вырасти уже третье поколение, воспитанное в духе этой «мирной конституции», наученное, что Япония, единственная страна, испытавшая на себе ужас ядерных бомбардировок, не только не может иметь собственной армии и воевать на чужой территории, но и должна убедить все остальные страны поступить точно так же. Наблюдатели отмечают, что столь беспрецедентная миролюбивость населения и политиков становится возможной только благодаря нахождению Японии под так называемым ядерным зонтиком США.
Дискуссии по поводу смягчения девятой статьи ведутся в японском парламенте уже более полувека и сделались особенно заметны в последние годы. Серьезным прорывом в этом направлении стала высылка в начале 2004 года японского контингента численностью около 600 человек в послесаддамовский Ирак.
Парламент. Власть императора была формально ограничена парламентом еще в 1889 году, когда Япония обрела свою первую – и первую во всей Азии – Конституцию. Государственная Дума в Российской империи появилась только 17 годами позже, но ни в той, ни в другой стране законодательный орган так и не справился со своей основной задачей: монарх и его министры без труда находили способы принимать те законы, которые они сами считали нужными. Парламент Японской империи был двухпалатным: в верхнюю палату пэров вошли представители самого верхнего аристократического слоя, нижняя палата избиралась.
После войны, согласно новой Конституции, в Японии реально заработала система разделения властей. Согласно статье 41, «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Обе палаты парламента стали избираться. Общее количество депутатов Конституцией не закреплено и определяется специальными законами, поэтому время от времени оно немного корректируется.
В нижней Палате представитей около 500 депутатов, с 2000 года точное число их составляет 480 человек, 300 из которых избираются в одномандатных округах и 180 – от партий по системе пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок полномочий депутатов – четыре года, но он может быть сокращен в случае роспуска палаты представителей. После этого выборы должны быть проведены в течение 40 дней.
Палата советников примерно вдвое меньше, с 2004 года она насчитывает 242 члена, имеющих срок полномочий шесть лет (причем Конституцией не предусмотрена возможность роспуска верхней палаты). Каждые три года половина членов переизбирается. Порядок формирования верхней палаты такой: 146 депутатов избирается по префектурным многомандатным избирательным округам (в Японии префектур – сорок семь), а еще 96 депутатов проходят по общегосударственным спискам партий в масштабах всей страны, т. е. избирательным округом в данном случае является вся страна.
Значительная часть законодательной работы в обеих палатах осуществляется комитетами. Председательствуют в комитетах представители партии, обладающей большинство в палате. Членов кабинета министров часто вызывают на заседания комитетов, где представители оппозиции могут задавать острые вопросы, ход заседаний носит весьма оживленный характер. Депутататами, как правило, являются потомственные политики. Они не только избираются в парламент по 5, 10, а то и больше раз, но и делают это уже во втором, третьем или четвертом поколении. Согласно статье 48, «никто не может быть одновременно членом обеих палат».
В Палату представителей могут быть избраны граждане Японии, достигшие 25 лет, в Палате советников возрастной ценз выше и составляет 30 лет. Выборы в обе палаты – прямые, право голоса имеют все граждане не моложе двадцати лет (то есть совершеннолетние).
Законопроекты сначала поступают на рассмотрение Палаты представителей. Все решения палат парламента принимаются большинством голосов депутатов, участвующих в заседании. Исключением является голосование по бюджету и некоторым другим наиболее важным вопросам, когда для принятия решения необходимы две трети голосов депутатов, участвующих в заседании. Нижняя палата обладает приоритетом над верхней: если последняя отвергает законопроект, одобренный Палатой представителей, он все равно может быть принят в том случае, если за него проголосует 2/3 депутатов нижней палаты, присутствующих на заседании.
Парламент может выразить недоверие кабинету министров. Если в течение 10 дней палата представителей не будет распущена, то кабинет уходит в отставку. Парламент осуществляет также процедуру импичмента в отношении судей, виновных в правонарушении.