Вероятно, в каждом городе есть традиционное место встреч. Например, в Москве миллионы людей из года в год договариваются встретиться у памятника Пушкину. В Лондоне столь же универсальное место встреч — у Нельсоновской колонны, в Нью-Йорке — на Тайм-сквер. Спросите у любого жителя Токио, где они чаще всего назначают свидания, и услышите единодушный ответ — у Хатико.
Площадь у токийского вокзала Сибуя всегда оживлена. Огромный транспортный узел, где сходятся линии пригородных электричек, городского метро и автобусов, где вечно кипят водовороты человеческих потоков, не менее знаменит своими универмагами, модными бутиками, ресторанами. Это к тому же — один из наиболее популярных центров ночных развлечений. Во всей этой круговерти единственно стабильной точкой выглядит невысокий мраморный постамент, на котором установлено бронзовое изображение собаки. На постаменте слова: «Тюкэн Хатико» («Верная собака Хатико»). Вот у этого памятника и происходят бесчисленные встречи миллионов японцев, ищущих друг друга в каменных лабиринтах большого Токио. Может быть, стой здесь памятник какому-нибудь самураю или известному писателю, жители Токио назначали бы свидания на этом месте не менее часто. Уж очень удобна для этого маленькая площадка у выхода с вокзала. Однако памятников в японской столице немало, есть и более оживленные кварталы — Гиндза, Синдзюку, Симбаси, Икэбукуро, Уэно. Но первое, что придет на ум, когда назначаешь свидание, любовное или деловое, это — у Хатико. Чтобы понять истоки этого феномена, надо мысленно перенестись на восемь десятков лет назад, в 20–30-е годы прошлого века.
…Акита — это префектура на севере острова Хонсю. Но так называют и породу японских собак, переселившуюся вместе с человеком с континента на Японский архипелаг в незапамятные времена. Крупные, сильные собаки, не боявшиеся морозов, были особенно хороши во время охоты на оленей или медведей. Позднее их стали привлекать к собачьим боям, вошедшим в моду в конце средних веков. Чтобы вырастить сильных бойцов, их скрещивали с другими породами. Потом случилось несколько эпидемий, и много собак вымерло. В 1931 году правительство страны официально обозначило статус собак акита, как «памятника природы». Но и этот статус не смог обеспечить сохранение породы. Началась война в Китае, для японских солдат понадобились теплые шинели, и собак, славившихся своей теплой шкурой, стали убивать на мех, а с течением времени — и на пищу. Любого японца, пытавшегося держать дома собаку, рассматривали как предателя национальных интересов. Акита как порода практически перестала существовать. Так до 1945 года дожило всего несколько акит, не более дюжины. Спохватившись, заводчики стали их скрещивать с немецкими овчарками. Впрочем, речь идет не обо всей породе акита, а лишь об одной собаке, ставшей известной каждому японцу.
…Щенок появился на свет в северной части префектуры Акита в ноябре 1923 года. Фермер, когда-то учившийся в Сельскохозяйственной школе при Императорском университете (ныне — Токийский университет), решил подарить живую игрушку своему бывшему профессору Хидэсабуро Уэно. Тот всегда держал дома собак, отдавая предпочтение крупным псам. Уэно назвал нового четвероногого воспитанника Хати (по-японски — Восьмой), так как это была его восьмая по счету собака.
Когда Хати подрос, он стал постоянно сопровождать хозяина. Тот ежедневно уезжал в город по делам. Поэтому Хати провожал профессора до входа на железнодорожную станцию Сибуя, а в 3 часа дня вновь приходил к станции, чтобы встретить его.
Но однажды, это случилось 21 мая 1925 года, у профессора прямо на работе случился инфаркт. Вызванные врачи не сумели спасти его. Домой г-н Уэно уже не вернулся. Но как это было объяснить собаке? Хати каждый день приходил к станции и терпеливо, до позднего вечера ожидал запропавшего хозяина. Ночевать собака уходила на крыльцо профессорского дома. Знакомые попытались пристроить Хати в другой дом, но все было бесполезно. Хати ежедневно стремился к станции, где ожидал увидеть своего любимого хозяина. Местные торговцы подкармливали отощавшую собаку, восхищаясь между собой настойчивостью пса. А железнодорожники присматривали за тем, чтобы собаку, ставшую непременным атрибутом пристанционной площади, никто не обижал.
Вскоре весть о псе, упорно дожидающемся своего хозяина, распространилась по всему Токио. В 1932 году несколько газет посвятили этой теме свои репортажи. В Сибуя стали приезжать любопытствующие с желанием посмотреть на Хати, подкормить его. Впрочем, это никак не сказалось на расписании жизни собаки. Каждый раз она появлялась на площади к приходу 3-часового поезда, сидела у входа на платформу до полуночи и уходила домой, чтобы на следующий день появиться снова. Но собачий век недолог. 7 мая 1935 года Хати, находясь на своем посту, умер от старости.
Весть о смерти знаменитой собаки разнеслась достаточно быстро, и в стране был объявлен день траура! Кости Хати были похоронены на токийском кладбище Аояма рядом с могилой его бывшего хозяина. А из шкуры сделали чучело, которое до сих пор хранится в Национальном музее науки.
Вскоре житие Хати, если можно применить такой термин, стало известным по всей стране. Появились рассказы о верной собаке, лучший из которых был включен в школьную хрестоматию. Известный скульптор Тэру Андо изваял собаку в бронзе и 21 апреля 1934 года установил памятник перед станцией Сибуя, там, где Хати когда-то ждал хозяина. Тогда на постаменте и появилась надпись «Верная собака Хатико» (Хатико — уменьшительно-ласкательное от Хати). Копию скульптуры Андо преподнес императору. Надо упомянуть, что памятник сохранился в своем изначальном виде сравнительно недолго. Началась война на Тихом океане, и в 1944 году бронзовую статую забрали на металлолом для военных нужд. А вскоре во время очередной американской бомбардировки погиб и сам скульптор.
После окончания войны Сибуя стала одним из торговых центров возрождавшейся после бомбежек и пожаров столицы. Местные предприниматели обратились к Такэси Андо, сыну скульптора, с просьбой восстановить пропавший памятник. Тут же образовали соответствующий комитет, начавший собирать добровольные пожертвования. Восстановить скульптуру для Такэси было несложно. По его словам, он, помня творчество отца, смог бы вылепить фигуру с закрытыми глазами. Однако то ли денег не хватило, то ли таковы были требования заказа, но новый памятник оказался несколько меньше — 91 см в высоту вместо 127 см для изображения и 162 см вместо 180 для постамента. Открытие памятника состоялось 15 августа 1948 года. С тех пор он стал местной достопримечательностью.
Тему «верного Хати» стали эксплуатировать и предприниматели. Универмаг Токю, построенный у станции, открыл небольшой магазинчик, специализирующийся на продаже сувениров «от Хатико» — мягких игрушечных собак и полотенец с оттиском собачьей лапы. Магазинчик процветает, ведь его непременными посетителями становятся все школьники Японии, приезжающие на каникулы в столицу. Ни один из них не возвращается домой, не сфотографировавшись на фоне Хатико.
Еще две скульптуры, связанные с жизнью Хатико, появились на станции Одатэ в префектуре Акита, там, где родился славный пес. Одна скульптура повторяет изваяние на Сибуе, вторая изображает группу щенков породы акита и называется «Юный Хатико и его друзья».
Тема Хатико оказалась практически неисчерпаемой. В Японии появилось несколько книг о жизни собаки, одна была подготовлена в виде комикса. В 1987 году по экранам с огромным успехом прошел фильм «Хатико Моногатари» («Повесть о Хатико»), по сценарию, написанному известным режиссером Канэто Синдо. В 2004 году две книги об этой собаке были выпущены в США.
Конечно же, можно и нужно отдать должное собачьей верности. Но почему Хатико стал не просто еще одним примером привязанности иных из «братьев наших меньших» к человеку (такие случаи происходили и в других странах), а поистине национальным героем? Как говорят, все дело во времени, когда произошли описанные события. Япония готовилась к большой войне. И властям нужны были примеры беззаветной преданности и исполнительности своих подданных. Верность хозяину всегда почиталась в Японии как высшее из благородных качеств. Недаром история о Хатико по своей популярности уступает лишь одной исторической были — трагической повести о 47 ронинах, самураях, верно служивших своему князю и с радостью отдавших свои жизни за право отомстить обидчику их хозяина. Как писала газета «Иомиури», включение рассказа о Хатико в школьную хрестоматию должно было подогреть верноподданнические чувства японцев по отношению к императору и правительству накануне грядущих военных испытаний, вернуть утраченные ценности национальной морали, несколько размытой к тому времени под воздействием зарубежного влияния.
Образ Хатико внедрялся в национальное сознание как пример беззаветной любви и верности. Стоит ли удивляться, что теперь токийские влюбленные предпочитают назначать свидания именно у Хатико.