Менеджмент в Японии

Менеджмент в Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки &raquo

Проблемы экономики и менеджмента

Такая направленность развития менеджмента в Японии сформировалась в условиях послевоенного экономического кризиса в сороковых годах прошлого столетия. В условиях оккупации произошло слияние традиционной системы управления с американскими принципами и способами ведения бизнеса. Руководители предприятий наряду с применением довоенного опыта усваивали уроки теории и методов американского менеджмента и таким образом смогли разработать свои законы. Именно в этот период сформировалась главная особенность японского принципа управления — чувство ответственности руководителя за социальные последствия своей политики. Это послужило толчком к созданию новой модели национальной экономики. Яркой демонстрацией стремления к развитию, основанному на почитании национальных и духовных особенностей нации, является высказывание С. Хонды о том, что руководитель предприятия должен таким образом построить свою деятельность, чтобы подчиненные могли работать в условиях самоуважения и испытывали удовольствие от результатов своей работы.

Японский менеджмент существенно разнится с системами управления в других странах и в первую очередь ориентирован на трудовые ресурсы. Эффективность работы в основном достигается путем оптимизации труда рабочих.

Менеджмент промышленных предприятий в Японии основывается на следующих основных принципах:

• система производства по принципу «точно в срок» (система Канбан);

• гибкая организация структуры управленческого и производственного персонала;

• приоритетность интересов потребителя;

• гласность и прозрачность менеджмента;

• стратегия на опережение;

• система анализа и управленческого контроля;

• комплексное управление качеством.

Суть системы Канбан заключается в том, что на все участки производственной цепи необходимая деталь или узел поставляются точно в срок, а готовая продукция отправляется потребителю точно тогда, когда в ней возникает необходимость. При этом продукция производится небольшими партиями, а участок одновременно выпускает изделия разных моделей.

Производственная цепочка выстроена таким образом, что рабочий каждой последующей операции является потребителем предыдущего исполнителя и может непосредственно влиять на качество его работы. Поэтому каждая операция выполняется участником трудового коллектива с особенной тщательностью. Диспетчеризация поставок осуществляется самим рабочим.

Строжайшая исполнительская дисциплина и гипертрофированное чувство ответственности, которое воспринимается японским рабочими как понятие чести, являются составляющими успеха системы Канбан, позволяют обеспечить поставку производственных заказов день в день, а иногда даже час в час. В результате отпадает необходимость в товарных и материальных резервах, уменьшаются складские и производственные площади, исчезают элементы незавершенного производства, увеличивается

108

№ 12 (40) — 2014

Проблемы экономики и менеджмента

скорость обращения финансовых средств.

Несмотря на кажущуюся простоту, внедрение системы Канбан возможно лишь при выполнении целого ряда условий, предусматривающих полную реорганизацию и переоснащение производства. Однако требуемые капиталовложения быстро окупаются за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов и роста качества выпускаемой продукции.

Менеджмент промышленных предприятий Японии предусматривает отказ от выпуска невостребованной продукции, которая может привести к накоплению объектов незавершенного производства. Выпуск продукции на склад, производство с целью обеспечения занятости рабочих считаются недопустимыми.

Система управления в Японии отличается отсутствием бюрократических проволочек и неоправданного бумаготворчества, которые затягивают процесс принятия решения. Большинство японских предприятий имеет гибкую организационную структуру. Это значит, что каждый член коллектива должен уметь выполнять любую работу, которая входит в круг его обязанностей. При этом от него требуется не четкое соблюдение формальных инструкций, а поиск путей улучшения качества производства и повышения его эффективности.

Для того чтобы соответствовать таким требованиям, в систему Канбан должны быть вовлечены только высококвалифицированные специалисты. Поэтому немаловажное значение в менеджменте японского производства отводится принципу непрерывного обучения. Причем целью обучения является не получение материальных благ, а самосовершенствование и повышение мастерства на благо общих коллективных интересов. Японцы умеют быстро перенимать новые технологии и методы организации производства и с легкостью адаптируют их в свою модель экономики. Они постоянно анализируют зарубежные достижения и ошибки и умеют извлекать выгоду из чужого опыта.

Однако следует заметить, что какими бы путями не шло развитие производства, какие инновационные технологии не внедрялись, главным и основным приоритетом всегда остается вопрос качества. Высочайшим достижением руководителя любого звена считается обеспечение наивысшего качества работ на вверенном ему участке производства.

Условием внедрения системы Канбан является способность производства к быстрой трансформации в соответствии с меняющимися запросами потребителя. Постоянная смена моделей, выпуск смешанного ассортимента под силу лишь предприятиям, где имеется штат высококвалифицированных специалистов и грамотно подобран парк технологического оборудования. Благодаря тому, что японский рабочий владеет несколькими смежными специальностями, он может работать на различных участках производственного процесса. При комплектации парка оборудования в большинстве случаев предпочтение отдается небольшим специализированным установкам, большинство из которых спроектировано или модернизировано непосредственно на предприятии. Громоздкие универсальные станки встречаются на японском производстве крайне редко.

Цель японского бизнесмена — создание благоприятных условий для максимально

№ 12 (40) — 2014

109

Проблемы экономики и менеджмента

полного применения навыков, талантов и способностей каждого сотрудника. Поэтому одной из основных концепций управления промышленным производством в Японии является система выработки коллективного решения. По утверждению самого крупного авторитета в развитии школы человеческих отношений в управлении, психолога

Э. Майо работа — это групповая деятельность. Поэтому японцы широко практикуют метод управления, когда решение принимается на основе коллективного участия. Сотрудничеству и взаимодействию всех уровней производства, созданию атмосферы общего участия и ответственности также способствуют прозрачность и гласность общей политики и деятельности предприятия. Понятия корпоративных ценностей прививаются через проведение совместных встреч и совещаний, доступность общей информационной базы для участников всех уровней производственного процесса. Открытость информации о состоянии дел и планах предприятия способствуют развитию более тесного взаимодействия рабочих с управленческим персоналом.

Японское общество зиждется на чувстве коллективизма. Японский рабочий осознает свою индивидуальность только через принадлежность к группе. Именно поэтому на предприятиях Японии сформировалась система пожизненного найма. Г аран-тия занятости является стимулом для работников и ведет к стабильности трудовых ресурсов. Отсутствие угрозы увольнения и реальная перспектива продвижения по служебной лестнице являются действенной мотивацией для персонала.

Управление производством в Японии основано на постоянном накоплении и систематизации информации с последующим использованием результатов для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности производства и улучшения качества выпускаемой продукции. Все это позволяет контролировать производственный процесс, разрабатывать стратегию дальнейшего развития и своевременно реагировать на возникающие трудности. Японская система контроля эффективности управления основывается на ежемесячном анализе отчетов с целью сравнения доходов, объема производства, качества с планируемыми показателями. По результатам анализа производится оценка эффективности работы подразделений и их управленческого персонала.

Япония занимает лидирующее место в мире по качеству выпускаемой продукции. В отличие от менеджмента в других странах, японские производители ставят на первое место не максимальное получение прибыли, а интересы потребителя. На достижение этих целей направлена вся стратегия производства в Японии. При планировании технологического процесса на предприятии обязательно предусматривается недогрузка мощностей, чтобы управленческий персонал имел возможность решать возникающие проблемы без ущерба качеству продукции. Рабочие имеют право остановить производственный процесс в случае угрозы некачественного выполнения той или иной операции. И пока не будут проанализированы причины инцидента и приняты соответствующие поправки, производство не будет возобновлено.

Чтобы руководитель мог оперативно реагировать на все события, происходящие на вверенном ему участке, в Японии принято размещать управляющий персонал непосредственно в производственных цехах. После разрешения каждой внештатной ситуа-

110

№ 12 (40) — 2014

Проблемы экономики и менеджмента

ции обязательно проводится анализ причин ее возникновения, выполняются соответствующие корректировки или нововведения.

На предприятиях всячески поощряются всевозможные новаторские предложения, а также нашли широкое распространение так называемые «кружки качества». Деятельность таких кружков направлена на решение вопросов уменьшения брака, модернизации техники, усовершенствования технологии производства.

Отличительными особенностями японского производства являются чистота и порядок. С одной стороны это является залогом качества выпускаемой продукции, а с другой — яркой демонстрацией отношения рабочих и руководителей к своей компании и коллективу, неотъемлемой частью которого они себя сознают.

Вся система менеджмента промышленных предприятий в Японии направлена на производство продукции, максимально удовлетворяющей постоянно растущие запросы потребителей. Эта цель достигается путем отказа от узкой специализации производства, воспитания универсального работника и создания системы, при которой выпуск некачественной продукции становится практически невозможным.

Список литературы:

1. Вахрушев В. Принципы японского управления / В. Вахрушев. — М. Наука,

1992.

2. Каору И. Японские методы управления качеством / И. Каору. — М. Экономика, 1988.

3. Курицын А. И. Управление в Японии: организация и методы / А. И. Курицын. — М. Наука, 2002.

4. Морита А. Sony. Сделано в Японии / А. Морита. — М. Альпина Паблишер,

2014.

5. Пшенников В. В. Японский менеджмент / В. В. Пщенников. — М. Япония сегодня, 2000.

Япония страна традиций

Мода в Японии

Отличие Японии от других стран

This entry was posted in Менеджмент в Японии and tagged , , , . Bookmark the <a href="https://japanzone.ru/menedzhment-v-yaponii/" title="Permalink to Менеджмент в Японии" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.